 Автоматизированные системы управления основными фондами предприятий (ЕАМ-системы) пока не обрели широкую популярность, хотя потребность рынка в автоматизации ремонтной деятельности высока. Заказчики пока формируют детальные требования к таким системам и прицениваются к ним, но новых проектов не начинают, ожидая первых результатов от уже ведущихся внедрений. Не последнюю роль в «тайм-ауте», который взяли предприятия, играет и проблема выбора между специализированными ЕАМ-системами и модулями ТОиР (технического обслуживания и ремонта) комплексных ERP-систем. Причины такой ситуации выяснял корреспондент «КС» ИГОРЬ МЕЛЬНИК. Сегодня для рынка внедрения ЕАМ-систем характерна двойственность. С одной стороны, наблюдается резкий рост интереса к системам управления основными фондами, и многие заказчики уже объявили тендеры, с другой — рынок растет по-прежнему постепенно. По мнению менеджера по маркетингу петербургского интегратора «Весть» Антона Власова, данным системам необходимо еще набрать базу успешных внедрений. «Причем эта база внедрений должна быть именно на российском рынке — ссылки на западный опыт внедренных систем у нас работают гораздо хуже, за исключением, быть может, уже используемых решений на предприятиях, которые имеют свои филиалы в России и СНГ, например, таких как Total, AES, Pepsi», — комментирует Антон Власов. Активного роста спроса на EAM-системы не происходит. «Речь по-прежнему идет об отдельных крупных, но эпизодических проектах. Исключение, пожалуй, составляет РАО ЕЭС, где еще в 2006 году был дан старт сразу нескольким конкурсным процедурам по отбору поставщиков программного обеспечения и услуг для внедрения EAM-функциональности. Процесс внедрения в большом масштабе также протекает в Росэнергоатоме», — рассказывает начальник отдела маркетинга НПП «Спецтек» (Санкт-Петербург) Игорь Антоненко. ERP или EAM? Одной из серьезных проблем при автоматизации управления основными фондами становится выбор между специализированной ЕАМ-системой и ЕАМ-модулем ERP системы. И те, и другие имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны, у специализированных систем более широкий функционал, с другой — у модулей лучшая интегрируемость в общую информационную систему, установленную на предприятии. По словам директора по продажам и маркетингу Datastream Solutions CIS (Санкт-Петербург) Надежды Прожогиной, аудитория сегментирована довольно четко. «Те компании, которые являются приверженцами комплексных решений от одного поставщика, соответственно, склоняются к использованию EAM-модулей ERP-систем. Есть другие компании, которые ориентируются на быстрый возврат инвестиций и обозримые сроки внедрения. Такие предприятия выбирают специализированные EAM-системы, так как они гораздо проще в настройке и легче адаптируются под бизнес-задачи предприятия», — комментирует Надежда Прожогина. По мнению Игоря Антоненко, ремонтные модули ERP-систем чаще находят спрос на предприятиях, на которых качество, объем продукции и прибыль определяются не только ТОиР, но и многими другими факторами — процессами поставки комплектующих, поставки исходного сырья, процессами переработки, сбыта широкой номенклатуры продукции, учетом спроса и т. д. «Поэтому зачастую эти предприятия закрывают глаза на недостатки ремонтных модулей ERP-систем и выбирают их, поскольку ERP-системы дают им возможность управлять указанными процессами», — отмечает Игорь Антоненко. «Российские компании зачастую просто не видят альтернатив ERP, и в этом недоработка системных интеграторов, продвигающих специализированные решения, — делится мнением Антон Власов. — Впрочем, ситуация меняется — EAM-системы постепенно отвоевывают свою нишу и имеют, на мой взгляд, большую перспективность, нежели модули ERP-продуктов». Несомненным плюсом ERP Власов называет большое количество отзывов и мощную систему маркетинга, а специализированных систем — расширенный функционал в рамках решаемых задач, меньшие сроки внедрения, меньшую стоимость и более развитый механизм интеграции с системами нижнего уровня автоматизации. В то же время, по мнению директора департамента внедрения приложений компании «Открытые Технологии» (Москва) Сергея Кошелева, даже при очень больших объемах информации выделение ЕАМ в независимую систему будет экономически нецелесообразно: «Как показывает практика, именно интеграция широкой функциональности ERP-систем дает наибольший эффект от автоматизации. По опыту реализации проектов внедрения ЕАМ-систем можно выделить наиболее востребованные «точки соприкосновения» с функциональностью ERP-систем — это персонал, управление материалами, управление проектами, учет производственных затрат. Даже если самостоятельная ЕАМ-система реализует эти функции, то они неизбежно будут дублировать функции ERP-системы». Зарубежные против отечественных Еще одним вопросом, которым озадачены руководители ИТ-подразделений предприятий при выборе ЕАМ-систем, становится выбор производителя системы — отечественного или зарубежного. Многие эксперты говорят, что преимущества ведущих западных EAM-систем заключаются прежде всего в их апробированности на тысячах внедрений в различных отраслях и в том, что в них изначально заложены лучшие мировые практики ТОиР. «Плюс отечественных EAM-систем заключается в том, что они лучше соответствуют текущей российской практике, в частности, в сфере ТОиР, со всеми достоинствами и недостатками таких методик», — комментирует Надежда Прожогина. «Среди крупнейших игроков на рынке ЕАМ-систем в России представлены преимущественно зарубежные разработки, — делится мнением продакт-менеджер компании «АНД Проджект» Ерем Давтян. — Дело в том, что в России до недавних пор управление ТОиР не рассматривалась как задача и как проблемная область в принципе, спроса на подобные системы не было и, соответственно, не было стимулов поставщикам разрабатывать и предлагать свои решения». У Игоря Антоненко другое мнение. «Наш опыт показывает, что отечественные EAM-системы оказывают весьма серьезную конкуренцию зарубежным. И исход такого поединка заранее предсказать невозможно», — комментирует эксперт. Если же во главу угла ставится мнение зарубежной управляющей компании, как правило, использующей зарубежную же EAM-систему, то никакой конкуренции не возникает — происходит просто тиражирование продукта на российское предприятие. «Один из «неубиваемых» и действительно обоснованных аргументов в этом случае — единство корпоративной информационной системы в рамках всего холдинга, включая и российские подразделения», — резюмирует Игорь Антоненко. При этом, по мнению эксперта, на уровне функций отечественные и зарубежные EAM-системы отличаются незначительно. Преимуществом отечественных систем является то, что они, как правило, учитывают неразвитость информационных сетей и имеют средства, обеспечивающие работоспособность системы в таких условиях. Вместе с этим во многих зарубежных ЕАМ-системах нет средств поддержки работы пользователей в территориально распределенных сетях с низким качеством каналов связи, когда, например, удаленного пользователя или удаленный филиал связывает с центральным офисом лишь телефонная линия. Поэтому изначально зарубежные EAM-системы рассчитаны на работу в условиях безупречной информационной инфраструктуры. Сибирская специфика Ситуация с внедрением ЕАМ-систем на сибирских предприятиях не отличается от общероссийской. Завершенных крупных проектов здесь единицы. «ОАО «НЗХК» (Новосибирский завод химических концентратов) — пока единственный пример крупного внедрения (проект по графику должен быть завершен в конце 2007 года). Более подробная информация о проекте появится чуть позже, когда будет развернут полный функционал системы в одном из цехов НЗХК. По графику это конец апреля. Остальные проекты находятся в положении «низкого старта» — оговариваются бюджеты, требования, технические задания, выбираются системы», — рассказывает Антон Власов. На НЗХК внедряют систему Datastream 7i. Среди крупных завершенных проектов в СФО можно отметить внедрение компанией НПП «Спецтек» EAM-системы TRIM в ОАО «Енисейское речное пароходство» (Красноярск). Здесь создана информационная система управления технической эксплуатацией и ремонтами судов на 103 рабочих места. «Работа по проекту в Енисейском пароходстве была выполнена в два этапа: первый — внедрение системы ТОиР в конфигурации «офис — Подтесовская ремонтно-эксплуатационная база — центральный склад» (февраль–октябрь 2005 года), второй — дополнение указанной конфигурации рабочими местами системы в Ермолаевской РЭБ и Красноярском судоремонтном центре (июнь–октябрь 2006 года). Между этими этапами была проведена опытная эксплуатация системы», — говорит Игорь Антоненко. В октябре 2006 года «АНД Проджект» завершила крупный проект по внедрению ЕАМ-системы в компании «Бурятзолото», в рамках которого были автоматизированы ремонтные и эксплуатационные подразделения рудника «Холбинский». В целом прогнозы экспертов оптимистичны. Отмечается, что многие руководители начинают всерьез задумываться над автоматизацией управления основными фондами на своих предприятиях и в настоящее время занимаются целенаправленным сбором информации. Однако вала крупномасштабных проектов еще нужнобудет подождать. Игорь МЕЛЬНИК |