E-Mail
 
 
   Библиотека > Пресса о нас
 
 

Планирование цепочек поставок для молокоперерабатывающих предприятий

На российском рынке насчитывается около 1000 предприятий, производящих молочную продукцию. Предприятия отличаются по масштабу, структуре, ассортименту выпускаемой продукции, технологическим особенностям производства и т.п. Однако для всех предприятий молочной отрасли можно выделить общие черты:

  • Дефицит ресурсов и неравномерность поступления сырья. Сегодня это особо острая проблема, которая фактически делится на 2 составляющие – недостаточное количество сырого молока и его неудовлетворительное качество. Нехватка молока сдерживает рост объемов производства, является причиной неполной загрузки мощностей, что в конечном итоге не позволяет выйти на желаемый уровень рентабельности. Неудовлетворительное качество сырья ограничивает ассортимент продукции и ведет к увеличению себестоимости, т.к. требует дополнительных мер по переработке молока.
  • Устаревшее оборудование. На некоторых предприятиях оборудование не только сильно изношено (по некоторым оценкам в среднем на 40%), но и морально устарело. Все это накладывает ограничения на ассортимент продукции (отсутствие возможности производить высокомаржинальную продукцию), а также не позволяет предприятию работать на полную мощность.
  • Широкий ассортимент выпускаемой продукции. Предприятиям невыгодно быть узкоспециализированным, т.к. сырье (молоко), используемое ими, имеет 2 компоненты - жирную и нежирную.
  • Небольшие сроки хранения сырья и продукции. Срок хранения является одним из самых жестких ограничений. Это ограничение делает особенно актуальной задачу синхронизации поставок сырья и производства, производства и дистрибуции.
  • Территориальное размещение молокоперерабатывающих заводов – рядом со своим регионом продаж.
  • Большое число покупателей и необходимость удовлетворить спрос в кратчайшие сроки (например, в течении 24 часов с момента поступления запроса в дистрибуторское подразделение). Эта особенность требует слаженной, оперативной и качественной работы всех взаимосвязанных предприятий – от поставщиков сырого молока до дистрибуторских площадок.
  • Продажа товара мелкими партиями. Кроме того, иногда одному и тому же клиенту нужно произвести несколько отгрузок в день. Поэтому, учитывая особые требования к хранению и транспортировке молочной продукции, задача оптимизации дистрибуционных бизнес-процессов является очень важной.

Все вышеперечисленные особенности повлияли на формирование тенденции к укрупнению предприятий молочной отрасли. Так, например, чтобы увеличить свои производственные мощности и расширить территорию сбыта, крупные предприятия скупают более мелкие заводы. А в состав холдингов, помимо производственных площадок, включают дистрибуторские компании, а также молокосборочные предприятия. Все это способствует выходу компаний на федеральный уровень или укреплению лидерских позиций на региональных рынках.

Планирование цепочек поставок

Цепочка поставок – это сложная система взаимосвязанных бизнес-единиц, охватывающая весь процесс преобразования исходного сырья в готовую продукцию и доставку этой продукции до конечного потребителя. Цепочка поставок состоит из звеньев, которые могут принадлежать как одной организации, так и различным контрагентам (поставщикам, дистрибуторам).

Таким образом, можно утверждать, что современные крупные предприятия молочной отрасли представляют собой всю цепочку поставок, либо включают в себя несколько звеньев цепочки поставок (например, производство и дистрибуция). Такая сложная организация требует нового подхода к управлению – синхронное управление всеми звеньями и элементами цепочек поставок (материалы, поставщики, производственные мощности и ресурсы, продукты, запасы, склады, дистрибуционные центры, транспортировка, заказчики) с учетом взаимосвязей между ними и ограничений. Поэтому ведущую роль в функциях управления цепочками поставок играет планирование.

Планирование в рамках всей цепочки поставок дает огромные преимущества компании перед конкурентами:

  • высокий уровень клиентского сервиса (прогнозирование потребностей рынка и быстрое реагирование на них, выполнение заказов точно и вовремя, прогнозирование реальных сроков выполнения заказов, сокращение времени реализации заказов и т.п.)
  • эффективное использование имеющихся основных фондов, сокращение уровней запасов товарно-материальных ценностей и незавершенного производства, ускорение оборота
  • сокращение издержек по всей цепочке поставок и уменьшение себестоимости продукции
  • прозрачность по всем цепочкам поставок, возможность предвидеть отклонения и оперативно принимать правильные управленческие решения в изменяющейся среде, т.е. переход от пассивного управления к активному.

Решение задач планирования в такой сложной структуре требует соответствующих специализированных информационных систем. Эти системы должны обладать мощными средствами оперативной обработки огромных массивов данных, поддерживать распределенную совместную работу с данными, они должны быть оснащены инструментами моделирования ситуаций и анализа решений, а также оптимизационными компонентами, позволяющими сформировать оптимальные планы с учетом бизнес-целей компании и ограничений каждого звена цепочек поставок.

Кроме того, эти информационные системы должны поддерживать процессы планирования на разных уровнях управления – от стратегического, где на период год и более решаются вопросы и задачи организации самих цепочек поставок, до оперативного, где с точностью до минуты/секунды планируется выполнение производственного заказа на каждом агрегате.

Возможности информационных систем по планированию цепочек поставок на примере программного пакета OMP Supply Chain Suite

Программный пакет OMP Supply Chain Suite бельгийской компании OM Partners лежит в основе специализированного решения для молочной промышленности, которое уже сегодня используется такими "монстрами" отрасли как Danone, Candia, Campina, Friesland Coberco Dairy Foods, Yoplait. Безусловно, внедрения отличаются масштабами (с точки зрения объектов автоматизации), включенными уровнями планирования, они отличаются и вследствие особенностей производства или логистики каждого предприятия. Но в целом, решение учитывает отраслевую специфику и типичные проблемы, с которыми сталкиваются планировщики предприятий молочной отрасли.

Так, например, система помогает синхронизировать логистическую цепочку молокоперерабатывающего предприятия (или холдинга). Условно эта цепочка состоит из двух частей, управление которыми осуществляется по двум диаметрально противоположным законам – управление по поставками и управление по спросу (см. Рис. 1). Поставка свежего молока является "выталкивающим фактором" и вынуждает предприятие в кротчайшие сроки переработать поступившее сырье. Спрос является "вытягивающим фактором" - ежедневно поступают тысячи заказов (будь-то с торговых точек или дистрибуторских площадок) и предприятие должно выполнить их вовремя. При этом оно не может хранить на складах достаточное количество запасов продукции вследствие ограничений по срокам ее хранения, плюс ко всему логистика дистрибуции может быть многоэтапной. Система в этой ситуации найдет оптимальный баланс между выталкивающей и вытягивающей силами, в условиях ограничений по срокам хранения как сырья, так и готовой продукции.


Рис. 1 Два противоположных закона, управляющих цепочкой поставок

Рассмотрим далее возможности системы в разрезе основных бизнес-процессов цепочки поставок.

Снабжение (поставка сырья)

Конечно, система не поможет увеличить надои или улучшить качество сырья. Однако система может помочь в решении таких задач как:

  • более точное прогнозирование потребностей в сырье (сроки, количество, качество) на основе планов, сформированных системой в процессе тактического и оперативного планирования;
  • распределение сырья между производственными площадками: так, зная качественный состав сырья и зная планы производства и ассортимент продукции молокоперерабатывающих заводов, система может предложить на какой завод его лучше направить;
  • планирование транспортировки сырья, учитывая ограничения по транспортным единицам (вместимость, маршруты и т.п.).

Производство

Система позволяет формировать оптимизированные объемно-календарные планы и цеховые расписания (все это в рамках всех цепочки поставок!). Поскольку планирование осуществляется системой класса APS (Advanced Planning and Schedulling, Оптимизационное синхронное планирование), при создании планов будет учитываться доступность материалов и ограничения по мощностям, а сам процесс формирования и оптимизации плана будет занимать всего несколько минут (а иногда и секунд).

Система учитывает следующие особенности, характерные для молокоперерабатывающего производства:

  • отслеживание различных версий рецептур, динамические рецептуры, сопутствующие и побочные продукты, альтернативные позиции;
  • многоуровневые размеры партий (размеры партий для производственных операций могут отличаться от размеров партий для операций упаковки);
  • сроки годности сырья, готовой продукции.

С помощью системы можно детально планировать загрузку мощностей: танков, упаковочных линий, прочих агрегатов, учитывая различные ограничения, например, доступность агрегата, график ППР, наличие альтернативных агрегатов, производительность агрегата, для танков – вместимость, максимальные сроки нахождения полуфабриката в танке и т.п. (см. Рис.2).


Рис. 2. Пример цехового расписания (скриншот системы)

Система оптимизирует последовательности запуска заказов с учетом минимизации переналадок (например, по типу упаковки, изменению йогуртовой основы или фруктовой компоненты и др), правил очистки оборудования (связанных, например, с переходом с продукта на продукт) и т.д.

Планировщик, работая с подобной системой, получает возможность быстро реагировать на все отклонения, в считанные минуты актуализировать планы, а также моделировать и прогнозировать развитие ситуации.

Дистрибуция

Существует три варианта каналов сбыта продукции: через дистрибуторов, доставка продукции в точки продажи самим перерабатывающим предприятием и поддержка складов, с которых розничные продавцы могут забрать свой товар. Как правило, крупные компании используют все каналы сбыта, региональные лидеры чаще работают непосредственно с магазинами или реализуют продукцию через собственные каналы продажи (например, фирменные магазины). Все варианты организации каналов сбыта поддерживаются системой OM Partners. Во-первых, система предоставляет возможность осуществлять централизованное планирование пополнения запасов – зная текущие уровни запасов на складах, система формирует предложения на пополнение этих складов, а также автоматически генерирует заказы на производство (в случае необходимости). Во-вторых, система поддерживает функциональность планирования запасов, управляемых поставщиками, т.е. когда между производителем продукции и независимыми сбытовыми площадками устанавливаются долгосрочные отношения, в рамках которых производитель обязуется вовремя пополнять запасы дистрибутора, а дистрибутор обещает предоставлять данные о своих запасах и спросе любого типа (прогнозы, реальные заказы). Такой способ кооперации эффективен для обеих сторон – производитель имеет более точные данные о спросе и может более эффективно спланировать производство, дистрибутор всегда имеет необходимый запас на своем складе и может вовремя и качественно удовлетворить клиентский спрос, что дает значительное конкурентное преимущество. Кроме того, система позволяет оптимально планировать транспортировку, учитывая качественные характеристики продуктов, особенности дорог, методы перевозок, длительность транспортировки, точные маршруты между объектами и т.д.

Заключение

На Российском рынке системы по управлению цепочками поставок не так популярны как в Европе - пока руководство предприятий настороженно относится к этому принципиально новому классу систем. Однако все больше компаний, особенно крупных, ощущают потребность в подобных инструментах. Ситуация на рынке такова, что сложно быть конкурентноспособным, управляя компанией без учета внешней по отношению к предприятию среды. Использование систем класса Supply Chain Management (Управление Цепочками Поставок) делает цепочки поставок прозрачными, позволяет упорядочить и усовершенствовать процесс удовлетворения клиентского спроса (начиная с поставки необходимого сырья и заканчивая отгрузкой конечному потребителю), а в конечном счете увеличить рентабельность предприятия.

Петруня Н. Г.
Ведущий специалист по программным
решениям отдела автоматизированных систем
оперативного управления производством
ООО "Весть"


01.03.2008
/ Переработка Молока, Выпуск №3 /


 

 

Европейский опыт использования информационных систем класса Supply Chain Planning на предприятиях молочной отрасли на примере компании FRIESLAND FOODS PROFESSIONAL


 


Практика внедрения MES на предприятиях мясопереработки



Планирование цепочек поставок для молокоперерабатывающих предприятий

 

Все права защищены. ©
1992 - 2009 ООО "Весть"

Главная О компании Библиотека Ответы на вопросы

115533, Москва
пр. Андропова, д. 22
тел.: (495) 363 2508

196135, Санкт-Петербург
пр. Ю. Гагарина, д. 23
тел.: (812) 702 0834